
Из этого следует несколько важных моментов:
- Страхи есть у всех и всегда. Только мы их либо замечаем, либо нет.
- Иногда люди думают, что они ничего не боятся. Они так и говорят: «Я ничего не боюсь». Психологи… как бы это помягче сказать… соглашаются с ними наполовину: «Вы думаете, что ничего не боитесь. Это происходит от того, что вы привыкли не замечать свои страхи, а не от того, что их нет».
- От страха невозможно «избавиться». Он нужен нам, он является важной частью нашей психики. У него есть важнейшая задача: предупредить об опасности. Здоровый страх необходим.
- Часто клиенты просят «избавить от страха». Для психолога такой вопрос звучит примерно как «у меня рука мешает мне, давайте ее уберем». Поэтому ответ для психолога совершенно очевидный, а для клиента — довольно неожиданный: «не нужно избавляться, ваша проблема именно от того, что вы пытаетесь от него избавиться, но можно научиться им пользоваться, давайте расскажу, как».
- Чтобы сделать себе хорошо, нам не нужно избавляться от страха. Наша задача — научиться им пользоваться. Относиться к нему как к советчику, а не как к врагу. И тогда он станет переносимым. Жаль, что этому не учат в школе.
Психологи делят страхи на рациональные (полезные, хотя и неприятные) и иррациональные (бесполезные и мучительные).
У рационального страха всегда есть конкретная и абсолютно реальная опасность. Это может быть угроза жизни, здоровью, социальному статусу или финансовому благосостоянию. Ключевое то, что угроза реальна. Например, когда мы стоим на балконе, мы не перегибаемся через перила и не свешиваемся вниз, потому что боимся упасть и разбиться. Вполне реальная угроза для того, кто висит снаружи. Рациональный страх — это наш союзник, который сигнализирует нам о том, насколько далеко мы можем перегибаться через перила.
При иррациональном страхе угроза надумана или ее нет вообще. Но чувство страха есть и чувство это вполне реальное. Бывает, что такого человека называют симулянтом. Это от того, что люди не понимают, как можно чувствовать страх, когда нет никакой реальной угрозы. Поэтому повторю: угрозы нет, угроза нереальна, но страх есть, вполне реальный сильный страх. Сюда относятся все фобии, панические атаки и др.
Например, когда человек боится выходить на балкон, потому что боится высоты,
или во время панической атаки человек боится умереть ни с того ни с сего,
и сюда же относится любая другая фобия.
Иррациональный страх никак нам не помогает. Он сигнализирует об опасности, которой нет. Такой страх — это ложная тревога.
Обычно при иррациональном страхе головой человек понимает, что никакой опасности нет, но страх от такого понимания никуда не уходит.
И тогда возникает вопрос: откуда же тогда берутся иррациональные страхи?
Иррациональный страх берется из рационального. Как это происходит?
1. На первом этапе человек чувствует обычный рациональный страх, но подавляет его, например, так:
не буду об этом думать, лучше съем конфетку,
я должен быть сильным и справляться,
мужики не боятся,
я этого не боюсь, просто я не хочу об этом думать,
и другими способами объясняет себе, что страха (как будто бы) нет.
2. Подавленный страх уходит в бессознательное. То есть страх как чувство остается, а понимание, по какому поводу страх — теряется, потому что человек старательно пытается этот страх забыть.
3. Существующему страху бессознательное ищет и придумывает ложный повод, чего бы побояться. Иррациональный страх готов.
То есть иррациональный страх — это поверхностный симптом, а его причина всегда лежит чуть глубже. За каждым иррациональным страхом обязательно стоит настоящий страх, рациональный, и соответствующая этому реальная опасность, но этого человек уже не помнит.
В терапии мы идем в обратном направлении:
1. Терапевт помогает человеку понять, что его страх иррациональный. Что та угроза, которую он себе придумал, нереалистична. Обычно клиент и сам это осознаёт.
2. Выясняем, какой настоящий страх стоит за иррациональным. Для этого его нужно вспомнить, понять чего на самом деле боится клиент. Вот этот этап без психолога пройти сложно:
во-первых, психические защиты препятствуют осознанию настоящего страха,
во-вторых, может оказаться, что это история настолько раннего детства, что о нем не сохранилось памяти и тогда нужна будет помощь специально обученного человека.
3. Осознаём в чем опасность. Советуемся со страхом, принимаем тот сигнал, который он нам посылает.
4. Работаем с настоящим страхом, а значит, с настоящей опасностью. Что можно сделать, чтобы избавиться от опасности? Какие меры принять? Как себя защитить? Что сделать, чтобы страх был переносимым?
Во всех историях есть одни и те же закономерности:
- Если от страха убегать, отвлекаться и забывать, он усиливается.
- Если от страха удалось убежать, то поздравляю, мы себя обманули, а он приходит в новом облике, в виде иррационального страха. И тогда он все-таки заставляет нас встретиться с ним.
- Страх уходит, если принять меры относительно опасности. То есть понять, в чем опасность, о которой нас предупреждает страх, и как с этой опасностью справляться.
В итоге у нас два пути: избегать страха и брать его в союзники, советоваться с ним. Именно для этого он и нужен. Первый путь ведет в никуда. Второй делает страх переносимым, а нас взрослее и сильнее.
Взять страх в союзники, посоветоваться с ним для меня означает задать себе несколько вопросов и найти на них ответ:
- О чем предупреждает меня мой страх, о какой опасности?
- Что я могу сделать с этой опасностью? Какие меры принять? Как могу себя защитить?
Трудность в том, что если страх есть, значит, ответа на эти вопросы у человека пока нет. И найти их — это задача непростая, зато творческая и интересная!
Аддикции (зависимости)
Аддикция — состояние сознания человека, характеризующееся уходом от реальности с помощью искуственных, часто химических средств (никотин, алкоголь, наркотики и т. п.). Аддиктивное поведение — реализация желания человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Аддикт — алкоголик, наркоман, игроман. Тот, кто уходит из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Приемлемые обществом формы аддикции: духовные практики, медитации, влюбленность, творчество, трудоголизм, экстремальный спорт. Социально опасные формы аддиктивного поведения: курение, алкоголизм, наркомания, игромания, интернет-зависимость, ожирение, сексуальные извращения, токсикомания и другие.
Мы готовы помочь вам преодолеть эти трудности!